Новый дворец в Потсдаме (нем. Neues Palais) — дворец в стиле позднего барокко, возведённый в 1763—1769 годах по желанию Фридриха Великого на западном краю парка Сан-Суси. Был предназначен для официальных приёмов. Ни Фридрих, ни его непосредственные преемники во дворце постоянно не жили. Первое исключение — император Фридрих III, который во время своего 99-дневного правления переименовал дворец во Фридрихскрон (Schloß Friedrichskron) и велел выкопать вокруг него ров. Не менее привязан был к этому зданию и последний император, Вильгельм II. Изюминкой дворца является придворный театр XVIII века.
В западном конце главной аллеи находится Новый дворец - последнее, но одновременно и самое внушительное по размерам архитектурное сооружение XVIII столетия в парке Сан-Суси. Как архитектурное выражение прусского абсолютизма он входит в задуманный Кнобельсдорфом и лишь частично осуществленный ансамбль "Форум Фридерицианум" в Берлине (университет, опера, библиотека).
Если одноэтажный дворец Сан-Суси на виноградной горке служил удовлетворению личных желаний и наклонностей Фридриха II, то это огромное дворцовое сооружение предназначалось для размещения гостей короля во время их пребывания в Потсдаме.
Строительство его было начато в 1763 году сразу после окончания Семилетней войны. Дорогостоящий проект должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли даже и после трех силезских войн. Но только через семь лет, в 1769 году было завершено сооружение Нового дворца и примыкающих к нему коммун с колонадой. Фридрих II сам назвал строительство дворца "фанфаронадой" (хвастовством).
Первые проекты этого огромного дворцового сооружения были разработаны еще в 1755 году Иоганом Готфридом Бюрингом (1723 - после 1788) и создателем картинной галереи и китайского чайного домика Генрихом Людвигом Мангером (1728-1790). Они и легли в основу последующего строительства.
Несмотря на то, что к этому времени уже господствовал стиль классицизм, Фридрих II приказал оформить внутренние покои дворца в стиле рококо, распространенного в XVII столетии. В соответствии с этими пожеланиями заказчика, в определении положения и архитектурного оформления дворцового комплекса руководствовались изданной Паулем Деккером в 1711-1716 годах книгой "Королевские архитекторы" и "Проспектами" дворцов Фридриха I Н.Б. Бребеса (напечатаны в Аугсбурге в 1733 г.). Вплоть до своего ухода в 1764 году руководство строительством осуществлял Бюринг; на его место вступил в 1765 году Карл фон Гонтард (1731-1791), приехавший за год до этого в Потсдам из Байройта вместе со своими художниками и мастерами. К тому времени внешнее строительство продвинулось настолько, что участие Гонтарда ограничивалось в основном планировкой внутренних помещений.
Простирающееся на 213 метров в длину двухэтажное здание увенчано в середине куполом, на верху которого стоят три грации, несущие корону. Колоссальное строение насчитывает 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй.
К главному зданию, расчлененному высокими, через все три этажа пилястрами, с крыльями, образующими парадный двор, примыкают боковые фронтоны. С куполом над главным корпусом перекликаются малые купола над боковыми пристройками.
Из двенадцати мастеров по камню, создавших богатые скульптурные украшения перед фасадом и на балюстраде крыши, наряду с произведениями мастерских Бенкерта и Хаймюллера следует особо отметить братьев Ренц и И. К. Волера. Их творению принадлежат рельефы фронтона и статуи резалиты.
Учитывая, что Новый дворец предназначен служить в качестве королевской гостиницы, он разделен внутри на отдельные аппартаменты, в стиле фридерицианского рококо, попасть в которые можно по четырем лестницам. Кроме того во дворце имеются большие, пышно обставленные торжественные залы, расположенные главным образом в середине строения, а также королевский театр в южном боковом крыле. В то время, как Гонтарда следует рассматривать творцом помещений, отличающихся своей архитектурой, то Иоган Христиан Хоппенхаупт-младший является создателем декоративных орнаментов в аппартаментах, в исполнении которых он частично использовал гравюрные эскизы своего брата Иогана Михаэля Хоппенхаупта-старшего. Ему помогали многочисленные резчики по дереву, лепщики и другие мастера.
Залы украшают также многочисленные произведения искусства, картины и ценная мебель. О сильном влиянии парковой архитектуры на внутреннее оформление наглядно свидетельствует обращенный к парку своими большими окнами зал-грот, отделанный удивительными по красоте окаменелым деревом и полудрагоценными камнями. О высоком художественном уровне мастеров по дереву того времени свидетельствуют красочные, с богатой мозаикой, отделанные позолоченной бронзой шкафы, комоды, письменные столы и комнатные часы Иогана Мельхиора Камбли и приехавших в 1764 году в Потсдам братьев Иогана Фридриха и Генриха Вильгельма Шпиндлер (старшего и младшего).
Картины украшают в основном стены вестибюлей и письменных кабинетов отдельных покоев королевской знати; здесь же присутствуют и элементы комнатной обстановки. Данные 1773 года говорят о наличии во дворце значительного числа картин - 259. Как и ныне, это были преимущественно произведения итальянских и голландских художников XVI-XVIII столетий. Кроме того, здесь сегодня находятся полотна дворцового художника Антуана Пена и Берлинской художественной школы XVII-XIX столетий. В некоторых помещениях Нового дворца демонстрируется специальная выставка "Галерея Потсдама". Картины современных художников и другие произведения искусства XVIII, XIX и XX столетий, вместе с моделями отдельных зданий и сооружений рассказывают об интересной истории строительства города Потсдама от барокко до нынешних дней. Кроме того, в Новом дворце проходят и другие специальные выставки на различные темы, которые прежде всего посвящаются художникам и их произведениям, жившим или творившим в Берлине и Потсдаме.
В общий комплекс Нового дворца входят и расположенные с западной стороны коммуны (хозяйственные постройки, ныне в них педагогический институт), возведенные в 1766-1769 годах. В основу плана Гонтарда лег выполненный в 1764 году проект французкого архитектора. И. Л. Лежея. Коммуны были предназначены для того, чтобы своими стенами закрыть вид на раскинувшуюся за ними в XVII веке неприглядную заболоченную местность, а также для оборудования необходимых хозяйственных помещений, размещения прислуги и придворных чиновников. Широкая колоннада с триумфальной аркой посредине ее принадлежит к замечательным творениям Гонтарда.
С двумя подсобными зданиями-коммунами, расположенными напротив парадного двора, дворец имеет почти 400 жилых и парадных помещений. В строительстве дворца участвовали архитекторы. Г. Бюринг, X. Л. Мангер, а с 1765 года - К. Гонтард. Последний и построил по проекту И. Леже подсобные здания с расположенной между ними колоннадой (1766-1769).
Еще до полного завершения строительства всего комплекса Нового дворца, через два года после его закладки, в 1768 году состоялось торжественное открытие театра в южном крыле здания.
При оформлении этого праздничного зала за образец был взят театр в Потсдамском городском дворце, оборудованный по проекту Кнобельсдорфа в 1748 году. Ряды кресел полукругом поднимаются от сцены наподобие античного амфитеатра. Театр оформлен по проекту Иогана Христиана Хоппенхаупта, которому принадлежит также и богатая лепная отделка, а также орнаменты резьбы по дереву. Театр в Новом дворце был придворным, представления в нем проходили не регулярно, а только по особым случаям, играл в нем только королевский ансамбль. К знаменательным событиям в 200-летней истории театра относится инсценировка Тиком постановки "Сон в летную ночь" Шекспира с музыкой Феликса Мендельсона Бартольди в 1843 году.
После реставрации, длившейся почти два года, дворцовый театр, являющийся одним из прекраснейших немецких театральных залов XVIII столетия, был вновь открыт в 1969 году.