Ангкор Ват (храм)

  • 0
  • 0
Ta‘rif

Ангкор Ват покоряет своими размерами, неординарными архитектурными формами и шедевральными барельефами. Это одно из крупнейших религиозных сооружений на земном шаре, площадь которого составляет 200 га. Он сохранился лучше других памятников культуры кхмеров, поскольку имеет заполненный водой оборонительный ров по периметру (сюда не пробрались лианы джунглей), служит постоянным местом жительства буддийской общины монахов и является популярным местом паломничества.

В пользу версии о том, что эта достопримечательность Камбоджи не храм, а усыпальница, стены которой хранят прах своего основателя – короля Сурьявармана II, свидетельствует вход, расположенный с западной стороны, размещение барельефов Ангкор Ват против движения солнца и само посвящение сооружения богу Вишну, покровителю запада. Продолжительность визита составляет не менее двух часов – ровно столько занимает неспешное путешествие от первых ступеней ведущей к главному входу дамбы до выхода на противоположной стороне храма через украшенные тонкой и искусной резьбой, напоминающей гобеленную вышивку, анфилады галерей и башен. Лучшим временем считается рассвет или предзакатные часы: так получаются великолепные фронтальные снимки и мало посетителей.

Ангкор-Ват — это главная цель 99,9% всех приезжающих в Камбоджу туристов. Самый крупный храмовый комплекс планеты и одно из красивейших творений человечества за всю его историю — все это Ангкор-Ват. Нельзя не поражаться его масштабам и величию, а также красоте исполнения. Ярчайший образец традиционной кхмерской архитектуры, испытавшей как индийское, так и китайской влияние, Ангкор-Ват строился в течение 30 лет во времена правления Сурьявармана II (1112—1152 гг.). Так же, как для постройки христианских монастырей использовался библейский образ Града Божьего, Ангкор-Ват должен был стать земным воплощением священной индуистской горы Меру с основанием в виде ложи бога Вишну. Поэтому обычно так и говорят — Ангкор-Ват посвящен богу Вишну.

Ангкор-Ват окружен рвом шириной 190 метров, вместе с которым храмовый комплекс еще больше увеличивается — до полутора километров с запада на восток и 1300 метров с севера на юг. В итоге площадь внутреннего двора Ангкор-Вата достигает 82 гектаров — по этому показателю у Ангкор-Вата просто нет конкурентов, так что с самого своего основания этот комплекс является самой большой культовой постройкой на земле. Свое настоящее имя храмовый комплекс получил примерно в XV–XVI веках, а до этого назывался Прэах Вишнулока — так звучало посмертное имя создателя Ангкор-Вата Сурьявармана II. Считается, что в одной из ниш храма хранится его прах, а также высказываются предположения, что Ангкор-Ват — это усыпальница.

Ангкор-Ват представляет собой, пожалуй, идеальное воплощение концепции «храма-горы». При этом поражает гармоничность сооружения, несмотря на некоторый отход от симметрии, и плавность линий. По своему исполнению храм является трехъярусной пирамидой, каждый ярус которой, ограниченный галереями с гопурами и угловыми башнями, символизирует три стихии — воду, воздух и землю. На втором уровне пирамиды расположены два здания библиотек, а на первом — прекрасные внутренние дворики. Это архитекторы смогли осуществить за счет вытянутости оси двух нижних ярусов пирамиды. Здание храма увенчано пятью башнями, хотя если стоять лицом к фасаду, то кажется, что их всего три. Четыре башни находятся по краям храма, а в центре расположена самая высокая, пятая башня, возвышающаяся на 65 метров от земли.

К храму ведет достаточно длинная дорога, проходящая сперва мимо задний библиотек, а затем и мимо двух искусственных прудов, причем северный из них не пересыхает даже в засушливый сезон. Храм сознательно приподнят над землей и покоится на основании размерами 332 на 258 метров. «Большая терраса» Ангкор-Вата, состоящая из трех уровней и по форме напоминающая крест, предназначалась в прошлом для членов королевской семьи, жрецов и прислуги.

Общая длина галерей храма достигает полутора километров. Первый ярус Ангкор-Вата, размерами 215 на 187 метров, имеет несколько павильонов, соединенных галерей шириной 2,45 метра. Одна из стен галереи покрыта традиционными кхмерскими барельефами, а потолочные карнизы украшены растительным орнаментом.

Второй ярус поменьше — 100 на 115 метров, связанный с галереей первого яруса интересными крытыми переходами. Также между первым и вторым ярусом находится оригинальная крестообразная галерея. Гуляя внутри храма не перестаешь поражаться великолепию декора и одновременно чувству гармонии и красоты древних архитекторов. Все четко продуманно и блестяще исполнено.

На третьем ярусе можно любоваться не только чудесными барельефами и декором, но и замечательным видом на окрестности Ангкор-Вата, которые 900 лет назад представляли собой крупнейший город на земле.

К слову, археологи доказали, что храм строился необычайно оригинально — не снизу вверх, а сверху вниз! То есть сперва была сделана огромная песчаная гора, затем возведены башни, и только потом грунт начали срывать и достраивать храм.

Отдельного внимания заслуживают барельефы храма, объединенные общей концепцией прославления кхмерского короля и бога Вишну. Барельефы, украшающие все четыре галереи храма, носили, как сказали бы сейчас, пропагандистский характер, и во время религиозных процессий их сюжеты наблюдали все — от мала до велика. Язык барельефов был, пожалуй, наиболее понятным для того времени. Общая площадь барельефов храма — 1200 квадратных метров. Местами барельефы все еще покрыты оригинальной краской и лаком. Встречаются различные композиции барельефов, но при этом они не отходят от заданной цели — показать величие и божественное происхождение монарха. Тем не менее, барельефы северной и части восточной галереи выполнены менее искусно, чем остальные. Исследователи связывают это со смертью Сурьявармана II. Начинать осмотр барельефов лучше от южного крыла западной галереи и далее против часовой стрелки — к югу востоку и северу.

Расположение на карте


Izohlar