Монастырь в Мельке

  • 0
  • 0
Ta‘rif

Ранний период

В начале XI века Мельк принадлежал Бабенбергам, первой княжеской династии в Австрии. Город служил усыпальницей не только для правящей династии Бабенбергов, но и с 13 октября 1014 года для Святого Коломана. Рукописи из монастырской библиотеки указывают на то, что уже при маркграфе Леопольде I Мельк представлял собой опорный пункт и город, в котором могли разместиться путешествующий монарх или высшие церковные чины. С расширением графства на север и восток возникали новые центры, и Мельк постепенно терял в значимости, однако оставался по-прежнему усыпальным местом Бабенбергов. Во время борьбы за инвеституру маркграф Леопольд II предоставил изгнанному епископу Альтманну из Пассау убежище в Мельке. Предположительно, именно Альтман оказал весомое воздействие на Леопольда II в его решении построить в Мельке монастырь. Уже 21 марта 1089 года бенедиктинские монахи окончательно обосновались в монастыре Мелька. С 1122 года монастырь в Мельке выходит из зоны влияния Пассау и переходит в подчинение папе римскому. 14 августа 1297 года в монастыре случился сильный пожар, который уничтожил существующие в нём постройки. Также было утеряно большинство рукописей из монастырской библиотеки.

Позднее Средневековье и мелькская монастырская реформа

Пожар в монастыре превратил его в руины. Но аббат Ульрих II (1306—1324) решил, что сгоревший монастырь должен быть воздвигнут заново. Однако события 14 века не дали монастырю спокойно развиваться: чума, неурожаи и церковный раскол, длившийся с 1378 года по 1417 год, подорвал монастырскую дисциплину и экономические основы монастыря. Некоторый проблеск принесло с собой время правления герцога Рудольфа IV. Герцог подарил монастырю дорогую реликвию — искусно украшенный крест Иисуса Христа, названный впоследствии мелькским крестом. Также герцог перестроил и украсил гробницу Святого Коломана. В начале XV века монастырь Мелька, как и многие другие монастыри этого времени, имел слишком много долгов, монахи были друг с другом в ссоре, а дисциплина нарушена. На Констанцском соборе было решено провести реформу бенедиктинских монастырей, и исходным пунктом этой реформы должен был стать монастырь в Мельке. Николаус Зойрингер (Nikolaus Seyringer), в прошлом ректор Венского университета, а с 1418 года аббат мелькского монастыря, был направлен в монастырь Мелька следить за ходом реформы. Зойрингер привёл монашескую дисциплину в монастыре в порядок, а мелькская монастырская реформа послужила началом более широкого реформирования церковной сферы. Монахи из других монастырей прибывали в Мельк, чтобы изучить опыт реформирования монастырской жизни. Монахи Мелька приглашались в другие монастыри в качестве аббатов для проведения в них изменений наподобие тех, что произошли в Мельке. Таким образом Мельк стал центром реформ сначала Австрии, а потом и всего южного немецкоговорящего пространства до лесного массива Шварцвальд.

Упадок и возрождение в XVI и XVII веках

В начале XVI века войны с Турцией принесли с собой новые расходы, которые подорвали экономические основы монастыря. Одновременно с этим жители близлежащих земель, а также владельцы соседних крепостей поддержали Реформацию. Численность служителей монастыря резко сокращалась. В 1564 году в монастыре служило меньше десяти человек. Монастырь находился на грани закрытия.

В 1566 году в Мельк прибыл новый аббат Урбан Пентаз, с которого и началось возрождение монастыря. Дело аббата было продолжено его последователями Каспаром Хофманом (аббат с 1587 по 1623) и Райнером фон Ландау (1623—1673). Монастырь наконец расплатился с долгами, несмотря на высокие налоги, вызванные ведением тридцатилетней войны. Церковь и монастырь были отреставрированы, и монастырь вновь стал играть заметную роль в окрестности. Одновременно с этим монастырь становится региональным центром контрреформации, главной идеей которой было противостояние лютеранским идеям.

Строительство монастыря в стиле барокко

18 ноября 1700 года аббатом был избран тридцатилетний Бертольд Дитмайр, который с самого начала своего правления преследовал цель повысить религиозную, духовную и политическую значимость монастыря посредством его перестройки. Добиться поставленных целей аббат намеревался с помощью перестройки монастыря в стиле барокко. Данная миссия была поручена зодчему Якобу Прандтауэру.

В 1701 году было решено заново построить монастырскую церковь, а после было принято решение к перестройке всего монастыря. Прандтауэр руководил строительством до самой смерти в 1726 году. Внутренним архитектором зданий был выбран венский оформитель театров Антонио Бедуцци. После смерти Прандтауэра его миссию перенял его племянник. И к 1736 годустроительство как монастырской церкви, так и самого монастыря было по существу завершено. Однако в 1738 году монастырь охватил новый пожар, который уничтожил почти все крыши, обе башни и некоторые внутренние монастырские помещения. К 1746 году все последствия пожара удалось ликвидировать.

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения (в Австрии — в эпоху правления императора Иосифа II, проведшего в стране либеральные реформы) монастырь в Мельке пережил некоторые изменения. По императорскому указу было отменено преподавание теологии. Все священнослужители должны были пройти курс обучения в Вене в духе эпохи Просвещения, а затем отправлены обратно в монастыри, где им предписывалось продвигать и распространять новые идеи.

Монастырь в XIX веке

Во время войн с Наполеоном на монастырь были возложены новые налоги. Вызванные ими задолженности смогли быть погашены лишь после конца правления Бонапарта при аббате Мариане Цвингере (Marian Zwinger, 1819—1837).

После революции 1848 года монастырь теряет право на землепользование. Ко всему прочему монастырь обязывается выплачивать денежную помощь, часть из которой направлялась на реконструкцию католических храмов, а другая часть была направлена в земли сегодняшней Румынии. В конце XIX века при аббате Александре Карле (Alexander Karl, 1875—1909) монастырь возвращает себе былое влияние в регионе.

Развитие в XX веке

В начале XX века в монастыре были сооружены современные системы канализации, водоснабжения, а также проведено электричество. Также была проведена реставрация зданий. Несмотря на начавшуюся Первую мировую войну все работы были успешно завершены. Однако из-за расходов, связанных с ведением войны, а также возросшей в 1919 году инфляцией монастырю пришлось расстаться со многими своими ценными предметами искусства. Среди прочих в 1926 году была продана Библия Гуттенберга Йельскому университету.

После аншлюса Австрии в 1938 году монастырская гимназия была закрыта, а бо́льшая часть зданий монастыря передана для государственного высшего учебного заведения. В монастыре опасались полного закрытия, но как Вторую мировую войну, так и период оккупации монастырь пережил почти нетронутым. В 1960 году фасад монастыря был заново отреставрирован. В 1989 году был отпразднован 900-летний юбилей с открывшейся в монастыре выставкой, которая была открыта для посетителей до 1990 года. В эти два года монастырь посетило порядка 1,1 миллиона человек. Принадлежавший монастырю в Мельке монастырь Картаузе в Гаминге (Kartause Gaming) был продан в виду нехватки денежных средств на его реставрацию при нехватке средств для реставрации самого монастыря Мелька.

Вследствие произведённых реставрационных мер монастырь был открыт для туристов, деньги которых представляют сейчас значительную часть доходов комплекса. Впоследствии также была построена необходимая для туристов инфраструктура: парковки для машин и велосипедов, ресторан. Также проводятся экскурсии по монастырскому комплексу и саду.

Архитектура монастырского комплекса

Монастырь в Мельке поражает своими масштабами. Площадь, занятая монастырём, равна 17,5 тыс. м², длина южной стены монастыря составляет 362 м.

Перешагнув за ворота монастыря, посетители попадают в двухэтажный, светлый зал Бенедикта, образ которого изображён на настенных фресках. Из зала Бенедикта открывается вид на монастырский дворик, 84 м в длину и 42 м в ширину, имеющий трапециевидную форму. В центре дворика расположен фонтан Святого Коломана.

Музей

В монастыре для посетителей действует музей, каждая комната которого посвящена одной или двум темам:

  1. Старинные предметы искусства монастыря времён Бабенбергов
  2. Мелькская реформа и церковное искусство позднего Средневековья
  3. Расцвет барокко
  4. Мелькский крест. В целях безопасности и из прочих соображений в музее представлена копия креста
  5. Экономика монастыря
  6. Святой Коломан, покровитель монастыря и города Мелька
  7. Музыкальное и театральное искусство монастыря
  8. Бенедиктинцы, Святой Бенедикт
  9. Школа, интернат и педагогическая функция монастыря
  10. История сооружения монастырского комплекса, перестройка в стиле барокко и последующие реставрации
  11. Монастырь в стиле барокко и его убранство, представлена уменьшенная модель монастыря

Мраморный зал

Мраморный зал монастыря в Мельке был изначально задуман как место празднования и пиршеств для гостей, в особенности для королевского двора. Стены зала сделаны из мрамора. Надписи над дверьми, Hospites tamquam Christus suscipiantur (Гости должны быть встречены как Христос), und Et omnibus congruus honor exhibeatur (и всем должна быть отдана соответствующая честь), указывают на предназначение зала. Настенные фрески мраморного зала относятся к 1731 году и изображают древнегреческую богиню Афину Палладу и древнегреческого героя Геракла, который убивает Цербера. Фрески символизируют власть Габсбургов и их идеалы правления, состоящие в уравновешенной взаимосвязи необходимого руководства (в виде Геракла) и соизмеримой умеренности (Афина Паллада).

Библиотека

Библиотека — второе по значимости помещение монастыря после монастырской церкви. Монастырская библиотека разделена на два помещения, украшенные в 1731—1732 годах, как и мраморный зал, фресками Паулем Трогером. На фресках изображена аллегория веры — женщина, которая держит книгу за семью печатями, ягнёнка и щит с голубем, в окружении фигур ангелов и четырёх аллегорических воплощениях добродетели: благоразумия, справедливости, силы духа и умеренности. В фондах библиотеки находится около 100 тысяч рукописных и печатных единиц, в том числе 1888 рукописей и 750 инкунабул — книг, напечатанных до 1500 года.

На верхнем этаже библиотеки, закрытом для посетителей, находятся два читальных зала, также украшенные фресками.

Монастырская церковь

Внутреннее убранство монастырской церкви

Монастырская церковь Мелька Святых Петра и Павла — символ города и долины Вахау, считается одной из самых красивых в Австрии, построенных в стиле барокко церквей.

Церковь имеет 5 колоколов, которые были отлиты в 1735 году. Один из колоколов весит 7 480 кг, что делает его самым большим колоколом Нижней Австрии.

Внутреннее убранство церкви, отделанной золотом и мрамором, поражает своей красотой и великолепием. Центральная тема позолоченного алтаря церкви — прощание апостолов Петра и Павла друг с другом.

Школа

Начиная с XII века в монастыре находится школа, в которой учатся в настоящее время 943 ученика (данные за 2006 год). В монастырской школе углублённо изучаются греческий и французский языки, а также изобразительное искусство, музыка и естественнонаучные дисциплины.

Расположение на карте


Izohlar