Музей Боде

  • 0
  • 0
Ta‘rif

Музей Боде (нем. Bode-Museum) — художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине, в котором размещаются экспозиции Скульптурного собрания, Музея византийского искусства и Монетного кабинета. 17 октября 2006 года музей открылся после шестилетней реставрации. До 1945 года музей носил имя кайзера Фридриха. В 1956 году распоряжением министра культуры ГДР Иоганнеса Р. Бехера музей получил имя Вильгельма фон Боде.

Здание музея

Идея создания музея искусства в Берлине возникла в 1871 году при кайзеровском дворе среди окружения кронпринца и позднее германского императора Фридриха III. Конкретные предложения были представлены Вильгельмом фон Боде. Придворный архитектор Эрнст фон Ине возвёл в период с 1897 по 1904 годы музейное здание для собранной Боде коллекции скульптуры и живописи, начало которой положили кунсткамеры курфюрстов Бранденбургских. Музей имени кайзера Фридриха открылся 18 октября 1904 года, в день рождения умершего в 1888 году Фридриха III.

Здание в стиле необарокко расположено на северовосточной оконечности Музейного острова на участке размером в 6 000 м², представляющем собой по форме неправильный треугольник. Несмотря на это архитектору удалось создать здание с куполом над входом, производящее впечатление сооружения, имеющего форму абсолютно симметричного и равнобедренного треугольника с закруглённой вершиной. С берегами Шпрее вход в музей соединяют два моста через оба рукава реки. Здание отделано песчаником, квадровый цоколь с окнами и разделённые коринфскими полуколоннами и ризалитами с фронтонами два верхних этажа музея кажутся вырастающими прямо из воды. Аллегорические изображения видов искусств и знаменитых центров искусства на аттиках выполнены скульпторами Августом Фогелем и Вильгельмом Видеманном.

Несколько поперечных корпусов музейного здания образуют пять внутренних дворов. За фойе начинается впечатляющая вереница помещений, образующая центральную ось здания: Большой купольный зал с широко раскинувшимися пролётами лестниц и гальванопластической копией 1904 года конной статуи Великого курфюрста работы Андреаса Шлютера; за ним следует Зал Камеке со статуями, некогда украшавшими крышу возведённой тем же Шлютером и не сохранившейся Виллы Камеке на улице Доротеенштрассе; далее располагается базилика в стиле итальянского Ренессанса с религиозными скульптурами в боковых капеллах — полихромными, покрытыми глазурью терракотами Луки делла Роббиа и алтарём Воскресения Христова из Флоренции; замыкает этот ряд Малый купольный зал с лестницей в стиле рококо и мраморными статуями Фридриха Великого и пяти его генералов. В этой анфиладе представительских залов когда-то проходили торжества, на которые приглашались придворные и меценаты из среды состоятельного бюргерства.

В собственно выставочных залах Боде разместил герметичные, законченные ансамбли из скульптур, картин, предметов мебели и декоративно-прикладного искусства так, как это было принято в частных коллекциях в домах крупной буржуазии. Их дополняют внутренние архитектурные детали: порталы, мраморные арки, кессоновые потолки, камины и алтари, которые Боде приобрёл для нового здания музея в Италии. Декор этих залов по замыслу Боде должен был приближать посетителей музея к атмосфере прошлого. Своими «стилевыми залами», где экспонаты подбирались по историческим периодам, Вильгельм фон Боде следовал музейно-педагогической концепции, которую положил в основу своего музейного здания по соседству — Бранденбургского музея — Людвиг Хофман.

В память о Фридрихе III музей получил название «Музей кайзера Фридриха». Во Вторую мировую войну здание музея сильно пострадало. После войны с 1945 года музей носил название «Музей на Купферграбене». В 1956 году музей был переименован в честь своего зачинателя и первого директора. Здесь располагался Египетский музей и собрание папирусов, Музей первобытной и ранней истории, картинная галерея, Скульптурное собрание и Монетный кабинет.

Восстановление

Впервые после войны экспозиции музея частично открылись для посетителей в 1950—1960 годы. Постепенное восстановление функционирующего музея, включая реставрацию внутренних помещений, затянулось до 1987 года. С начала 1990-х годов в здании стали обнаруживаться многочисленные и серьёзные строительные дефекты, в связи с чем в 1997—1998 годы было принято решение о постановке здания музея на капитальный ремонт с восстановлением исторического облика столетнего памятника архитектуры.

Ещё в 1904 году внимание посетителей музея привлекал так называемый «Кабинет Тьеполо» — достаточно небольшой зал, оформленный в оттенках пыльной розы и белого и богато украшенный стукко в форме позднебарочных ленточных орнаментов. Здесь находились 22 фрески в технике гризайли, который художник эпохи барокко Джованни Баттиста Тьеполо создал в 1759 году для палаццо Volpato Panigai в Нервесе на севере Италии. Вильгельм фон Боде выкупил их, перевёз в 1899 году в Берлин и разместил в своём музее. Во Вторую мировую войну этот зал был полностью разрушен, картины были вывезены на хранение и долгое время считались утерянными. В ходе последних реставрационных работ ценой огромных трудов кабинет удалось восстановить по одной единственной чёрно-белой фотографии из музейного каталога 1904 года.

Четыре из пяти внутренних дворов открыты для посещения размещённой в них скульптурной экспозиции под открытым небом. В соответствии с мастер-планом Музейного острова музей был соединён с Пергамским музеем. Во время реставрации была проведена модернизация всего здания с точки зрения техники и безопасности. Фотоателье и реставрационные мастерские получили новое современное оснащение, была усовершенствована система пожарной охраны и установлена система кондиционирования. Здание стало доступным для посетителей с ограниченными физическими возможностями. Поражённые коррозией части стальных несущих конструкций были заменены и стены музея были очищены от грибка. Здание предполагалось по возможности сохранить в оригинальном виде, поэтому более поздние архитектурные элементы были удалены и возвращено оригинальное цветовое оформление.

Строительные работы в музее, продолжавшиеся пять с половиной лет, завершились в ноябре 2005 года символической передачей ключей. В октябре 2006 года готовое здание было передано общественности. За это время была подготовлена экспозиция произведений искусства в современном стиле, вызвавшем жаркие дискуссии. В конечном итоге экспозиция Музея Боде отвечает современным представлениям посетителей о музейной экспозиции: стены и цоколи окрашены преимущественно в белый или светло-серый цвета, объекты искусства размещены неплотно, часто предоставляя для осмотра самые изысканные ракурсы. Скульптуры нередко размещаются в залах свободно, оставляя открытое и живое впечатление. При этом прочитывается изначальная концепция комплексных «стилевых залов», заложенная Вильгельмом фон Боде: экспозиции дополняют детали исторической обстановки — полы, потолки, отдельные предметы мебели — и около 150 тематически и стилистически отобранных из собрания Берлинской картинной галереи произведений живописи.

Капитальный ремонт Музея Боде обошёлся федеральному бюджету в 152 млн евро. Общая площадь музея составляет около 25 тысяч кв. м, из них полезная площадь 66 выставочных залов — 11 тысяч кв.м. В музее также размещаются собрание эскизов с произведениями итальянской скульптуры различных школ, детская галерея, магазин и кафе.

Музей византийского искусства

Коллекция музея включает в себя произведения искусства и предметы быта из Западной Римской империи и Византийской империи, относящиеся к III—XV вв., то есть охватывают практически всё античное Средиземноморье: Италию, Турцию, Балканский полуостров, Грецию, Северную Африку, Ближний Восток и Россию. Наиболее ценными экспонатами, определившими специфику музея, являются позднеантичные саркофаги из Рима, столицы Западной Римской империи; фигурные и орнаментальные пластики из Восточной Римской империи; резные изделия по слоновой кости, иконы и мозаики — великолепные образцы придворного искусства Византии; предметы быта и христианского культа из Египта.

Расположение на карте


Izohlar