Бой-Бўлоқ ғори

• 1
  • 0
Таъриф

Бой-Булок - одна из глубочайших пещер бывшего Советского Союза. Расположена в Узбекистане, недалеко от границы с Таджикистаном, на хребте Байсунтау. Не слишком далеко находится также пещера Фестивальная. Разрабатывается район свердловскими спелеологами. Перепад в пещере Бой-Булок около 1415 м, длина 14270 м. Пещера очень своеобразна, т.к. в ней имеется лишь два колодца 27 и 20 м и несколько уступов. Остальную часть составляет меандр, до половины глубины чрезвычайно узкий и противный. Наклонена по падению пластов, осложнена мелкими колодцами (глубиной не более 20 м). Заканчивается сифоном. Достаточно сказать, что после выхода практически все комбинезоны можно было смело выбрасывать, что мы и сделали.

ещера начинается небольшим отверстием под скальной полкой, из которого вытекает ручей. Далее идет узкий ход около полутора километров длиной, с подъемом на 70 метров. Идти с транспортами очень неудобно, налегке же проходится меньше, чем за час. Ход промаркирован. Ход приводит к разлому, в который капает вода. Надо спуститься в распоре или лазаньем метров на 5, далее горизонтальный ход приводит к развилке. Левый ход уходит вверх, постепенно сужаясь, а правый приводит к колодцу Мустафы (27 м). Если выплескать лужу над колодцем, то можно спуститься посуху, иначе небольшой капеж. За колодцем снова довольно узкий меандр (хотя и шире верхнего), идущий вниз. По правую сторону поворот в боковую галерею, тоже промаркированный. Меандр приводит ко второму колодцу 20 м. На колодце небольшой капеж. Больше колодцев по основному ходу в пещере нет, поэтому снаряжение для подъема можно оставить здесь. За колодцем ход еще немного расширяется и идет вниз без развилок. На глубине 300 м за наростами с потолка, похожими на рога, короткий ход вправо приводит к первому месту для базы. База для трех человек, плохая, так как посредине течет ручеек.

Все время со стен торчат очень острые натечки, о которые быстро рвутся комбинезоны и транспортники. Ход идет дальше, то сужаясь, то расширяясь. На глубине 600 м находится полусифон. Зазор воздуха около 15 см, течения практически нет. Проплывали, держась за веревочку, натянутую вдоль потолка. За полусифоном узкий калибр метров 50, который необходимо проползать. Дальше слева впадает широкий и высокий ход, где мы ставили базу. Здесь тоже по дну струится вода. Далее по основному ходу уступ 9 м, за которым слева впадает приток с расходом раз в 5 больше основного ручья. После этого ход резко расширяется и представляет собой серию ванн, перемежающихся уступами. На один из них нужна веревка 6 м для спуска, вверх все выходится свободно. Уже недалеко от дна ручей уходит в щель, а идти надо по старому руслу, которое потом снова выходит на ручей. Пещера заканчивается серией сифонов, которые слишком узки для прохождения. Глубина около 1100 м (?).

Пещера была признана глубочайшей пещерой Средней Азии. Одно время даже считалась шестой в мире по глубине.